Клубимся
ЕКАТЕРИНА ПОТОЦКАЯ: «МЫ, МУЗЕЙЩИКИ, ХРАНИМ И ПРЯЧЕМ ВРЕМЯ,ЧТОБЫ ОНО ЗАСТЫЛО ХОТЯ БЫ НА МИГ»
Несколько последних лет (особенно в предновогодье) мы все имеем честь видеть немалое число торжеств, во время которых самых достойных отмечают почетными грамотами, благодарностями, букетами цветов.
На одном из таких мероприятий Екатерине Алексеевне ПОТОЦКОЙ, директору муниципального бюджетного учреждения «Музей города Гатчины», была объявлена БЛАГОДАРНОСТЬ «За искреннее служение делу сохранения культурного наследия города Гатчины, бережное отношение к истории и воспитание молодого поколения».
«Я поведу тебя в музей! -
Сказала мне сестра…»
Нам с детства знакомы эти строки из стихотворения С. Михалкова. Но далеко не каждый знает или задумывается над тем, что за люди работают в этом удивительном месте?
- Музейщик - не профессия, а призвание, - утверждает Е. А. Потоцкая, добавив, что и она совсем не случайно стала работать в музее (случайные люди в музеях надолго не задерживаются). - Мой прадедушка Дий Савельевич СИГОВ был служащим Придворных конюшен в Санкт-Петербурге. И жил он на ул. Конюшенной, дом 2, квартира 86 (умер в 1940 году). Прабабушка Екатерина СИГОВА (Свешникова) занималась детьми и делами по дому (умерла в 1945 году); детей у них было трое – Пётр, Алексей и младшая Ольга, 1899 года рождения (меня назвали Екатериной в честь неё). Летом семья жила в казённой квартире на улице Григорина, а в 1909 году приобрели земельный участок, построили собственный дом, в котором родились и моя мама, и я, и где я проживаю и сейчас.
Моя бабушка Ольга Диевна Кустова училась в гимназии Веры Табунщиковой (на ул. Чкалова) вместе с Лизой Фаас, первой женой А. В. Пац-Помарнацкого – известного искусствоведа и историка, до 1941 года - научного сотрудника Гатчинского дворца, принимавшего участие в упаковке дворцовых экспонатов для эвакуации (при поступлении в ВУЗ он сократил свою фамилию и стал зваться Помарнацкий). Бабушка меня и воспитывала с четырёх месяцев, потому что мама вышла работать на завод «Буревестник» и проработала там 45 лет. Отец работал на ДСК.
Бабушка знала французский и немецкий языки, любила и понимала музыку. Всю жизнь она дружила с гимназическими подругами и выпускниками реального училища, которые часто бывали у нас в гостях. Это были гости с очень знаменитыми фамилиями. Для их семей я имела безупречный статус «внучка Ольги Диевны» (бабушка похоронена на гатчинском кладбище рядом с родителями в 1993 году). И свою дочь я назвала в её честь.
Когда была маленькой, все знакомые моих близких, родные только и говорили о дворцовых делах до 1917 года и о том, когда он открылся для посетителей в 1918 году всё с таким же богатым убранством всех залов. Я то и дело слышала: "Ах, гобелен, ах, гобелен!" или «Дворец - он и есть дворец».
В 1985 году открылись три парадных зала – тронная Павла I, мраморная столовая и аванзал. Я пришла и поняла, что как будто всегда была здесь, всё мне знакомо и дорого; даже музыка, казалось, играла для меня одной…
Сказать про себя, что я тонко понимаю живопись, скульптуру, так не могу. Руководствуюсь в основном принципом «мне нравится или не очень». Но дома в нашей семье есть много картин гатчинских художников, которые мы с удовольствием покупаем под наше настроение. А вот музыке я училась (играла на рояле), понимаю её и люблю.
Сегодня в музее я не развешиваю картины, не устраиваю выставки, не согласовываю экскурсионные маршруты и не вожу экскурсии. Это и многое другое делают специалисты. Музейщики – особые люди, творческие личности. И скучным своё дело они никак не назовут. В музее проходят встречи, готовятся публикации, организуются и создаются разнообразные выставки, ведётся научная и просветительская работа – читаются лекции по истории, краеведению, культуре, проходят разные мероприятия, в том числе и экскурсии. Поэтому только в музее можно встретить так много интересных и талантливых людей – художников, поэтов, писателей, музыкантов, коллекционеров.
К тому же работа в музее – это постоянное развитие, постоянная учёба, познание нового. Развитие духовное и, если хотите, даже техническое. Потому что сейчас в своей работе мы используем современные мультимедийные, информационные и образовательные технологии.
Так как наш музей не обладает большим пространством, мы за определенное время (за год и даже за два) вместе с комиссией специалистов обговариваем будущие выставки, обсуждаем поступившие предложения, но дальше у меня уже свой объем многообразных дел. Я и по образованию технарь: моя специальность – радиосвязь, телевидение, радиовещание. Я не так много сменила предприятий. Музей - мое третье место работы, где я уже 15 лет как директор, то есть – хозяйственник. И то, что я технарь – это тоже благо для такого учреждения, где трудится коллектив гуманитариев. Я же могу разобраться самостоятельно во всех технических документах, схемах, могу разговаривать на одном языке с инженерами, спросить по сути с рабочего. И это я должна создать комфортные условия для того, чтобы музейный коллектив работал слаженно. Ведь от создателей выставок, хранителей фондов, лекторов, экскурсоводов зависит, будут посещать наш музей люди, останется ли у них желание опять вернуться к нам.
- Екатерина Алексеевна, назовите, пожалуйста, одно какое-то главное качество или требование к музейному работнику, без которого работать в музее просто не получится?
- Я всё-таки думаю, что главное требование – это любовь к делу, которым ты занимаешься. Без любви профессионала не получится.
- Есть ли какие-то моменты из Вашей музейной практики, которые бы Вас восхищали?
- Их очень много. Я по-настоящему восхищаюсь гатчинцами - коллекционерами, энтузиастами, такими как Пестряк-Головатый, как Игорь Борисович Смирнов, который своими выступлениями расширяет горизонты познания; Анатолий Владимирович Горбатенко – увлечённейший человек с красивыми идеями. А товарищество гатчинских художников - наша объективная часть жизни города. Людмила Ковалёва со своей коллекцией бытовых вещиц, предметов обихода, дошедших до нас из другого ушедшего, но ещё не забытого времени…
- Своим выставкам находится время и место в музее?
- Свои выставки у нас не так часты, в том числе и из-за ограниченности площадей. Но сейчас готовим собственную выставку из наших фондов под условным пока названием «История Гатчины периода 1918-1941 годов». Есть документы, есть предметы для неё. Надеемся, выставка станет интересной для посетителей музея.
- Екатерина Алексеевна, музей города Гатчины выступает хранителем документов, предметов памяти, местом, где оживает время. Но и в Гатчинском районе, а также на предприятиях, в школах есть небольшие пространства, где тоже собраны предметы (в основном XX века) – музей фабрики «Узор», исторический музей Войсковицкой школы искусств. У Сергея Павлова за каждым предметом – своя история; например, у кого сегодня есть первый айфон? У него, думается, его можно увидеть… Какое у Вас отношение к такому сохранению памяти?
- Я одобряю. Все мы как бы прячем время, чтобы оно застыло хотя бы на миг. В бытовых вещах своё очарование. Получается, мы сегодня становимся для наших потомков законодателями семейных ценностей. Такая большая ответственность…
⠀- Какую роль сыграл музей в Вашей жизни?
- Музей многому меня научил, многое открыл мне. Особенно я благодарна людям, которые меня окружают на протяжении всего этого времени. Они дарят мне тот бесценный жизненный опыт, который определил и определяет для меня многие вещи в моей жизни.
- Музейщик - это призвание или профессия? И может ли ей обучиться каждый?
- Это и призвание, и профессия. Научиться можно всему. Но без призвания не каждый может стать настоящим профессионалом.
Любая выбранная профессия – это образ жизни, дело, которому отдаешься без остатка. Работник музея – сложная, многогранная, интересная и нужная профессия. Если вы получаете удовольствие от общения с людьми, от улыбок и блеска внимательных глаз благодарных слушателей, эта профессия несомненно для вас!
Автор: Надежда Краснопёрова
Спект-Гатчина