Честь и хвала этой молодой красивой женщине – за ту доброту и сердечность, с которой она относится к своим подопечным. Честь и хвала – за её искренние слёзы, которые она не в силах сдержать, рассказывая о непростых судьбах «своих» стариков.
Анна Валентиновна Умилина служит социальным работником 13 лет. За эти годы она опекала десятки… да нет, пожалуй, – сотни человек.
Казалось бы, на душе должна была «натоптаться мозоль». Речь идёт не о чёрствости, а о профессиональной защите от выгорания и самосохранении. Но душа Анны не ороговела и не приобрела даже самого тонкого панциря. Поэтому, она ночь-полночь срывается и мчится к одинокой подопечной, почувствовав какую-то тревогу. И тревога оказалась ненапрасной: Вера Ивановна уснула с включённым чайником, который во время кипения залил пламя газовой горелки. Когда Аня с мужем вошли в квартиру и начали будить женщину, она была в бессознательном состоянии и едва не погибла от удушья газом. Анна начинает плакать, рассказывая о том, как отреагировал сын Веры Ивановны на её сообщение о том, что произошло с его матерью.
– Я думаю, что это, к сожалению, не единичный случай такого отношения к своим престарелым родителям. И Вы с подобным за столько лет работы сталкивались, скорее всего, не единожды. Неужели не привыкли?
– К этому невозможно привыкнуть, – говорит Анна Валентиновна, и её большие карие глаза снова наполняются слезами.
Мы разговариваем с Анной за чашкой чая на кухне её подопечных –Капиталины Александровны Сергеевой и Михаила Васильевича Федотова.
– Нам с Анечкой очень-очень-очень повезло, – говорит Михаил Васильевич. – Мы с Аней уже почти три года. Нам другой не нужно. Не знаю, сколько уж нам осталось, но мы хотим с ней быть до конца, – вторит мужу Капиталина Александровна.
– Анна, все Ваши подопечные такие же радушные и позитивные люди? Со всеми добрые отношения складываются?
– Нет. Люди разные. Бывают и агрессивные, и сварливые, и заносчивые. Помню: одна дама меня иначе как домработницей не называла. Услышала, как она кому-то по телефону говорила: «Сейчас домработница уйдёт…», – грустно улыбаясь, рассказывает моя героиня.
– Почему Вы пошли в социальную службу? Зачем Вам такая работа?
– Старшее поколение сделало для нас всё, что было в их силах. Теперь пришло наше время заботиться о них, они нуждаются в нашей помощи. Старики нуждаются в нас. Вот дело в чём. Понимаете? У них почти у всех сложные судьбы, у многих связанные с войной. У меня была подопечная, всю жизнь жила в Мариенбурге на Заводской улице, всю жизнь отработала на заводе Рошаля. Во время войны в подвале Рошаля было гестапо, немцы там пытали партизан, женщин и детей. Моя подопечная рассказывала, как с крюков, на которых забивали скотину, она с женщинами снимала замученных немцами до смерти, потом их грузили в сани и везли хоронить в братские могилы. В парк Сильвия, где были расстреляны комсомольцы- подпольщики.
А Михаил Васильевич и Капиталина Александровна – оба малолетние узники. Он был в Германии, она – в Финляндии. У обоих остались очень тяжёлые воспоминания о том времени. Но это никак не повлияло на их характеры. Они оба очень весёлые, общительные, доброжелательные люди. Но сейчас оба уже очень больны, у обоих – проблемы с ногами: они почти не выходят на улицу. Я вижу, чувствую, как я им нужна.
– Анечка – чудесная девочка. Она нам, как дочка. И вся семья у неё очень хорошая. Дочки – Катя и Вика – и муж Василий. Мы с ними знакомы. Они к нам приходят, – говорит Михаил Васильевич.
– И мужу и дочкам Вашим «достаётся»?
– Они все меня поддерживают и помогают. Девочки, можно сказать, выросли в атмосфере заботы о пожилых и одиноких людях. Наверное, поэтому, старшая дочь – Екатерина – выбрала для себя этот путь. Она уже второй год занимается социальной работой. Причём, это её осознанный выбор. По специальности она повар-кондитер. Несколько лет работала в частной кондитерской, ей это нравилось, и у неё хорошо получалось. Но во время пандемии кондитерская закрылась, и я предложила Кате временно поработать у нас. Это временное оказалось очень постоянным. Катюша так и работает вместе со мной в Медико-социальном Центре. Теперь хочет получить высшее образование в этой сфере.
– Катя на Вас похожа своим отношением к работе, к людям? – задаю вопрос Анне, но отвечает на него Капиталина Александровна:
– У неё обе девочки такие же чудесные, как мама. Добрые, отзывчивые.
И муж очень хороший. Прекрасная семья!
Прощаясь со мной, радушные хозяева всё хвалили и хвалили свою Анечку.
Анна смотрела на них тёплыми восточными глазами и смущённо улыбалась. Её присутствие наполняет жизнь этой пожилой пары обыденной радостью, которая бывает в тех домах, в которых молодёжь и старики любят друг друга.
Алёна РЫБАКОВА
Фото: Сергей КОВАЧЕВ